Надежда народа

автор - Никита Шалимов


В статье подробнейшим образом рассматривается место и роль личности Мустафы Кемаля в истории Турции, вопрос восприятия современными турками этой столь противоречивой, со слов различных историков, личности. С глубоким знанием вопроса проведены в ней параллели событий и явлений в Турции с событиями и явлениями в других странах и регионах и при других правителях.
Мустафа Кемаль - создатель и выразитель интересов новой Турции. Ататюрк принял бремя ответственности за процветание Империи в непростое, упадочное для нее время, которое сформировалось после таких испытаний, как первая мировая война, оккупация части территорий страны, освободительная война против захватчиков, падение султанского режима и окончательный распад империи. Мустафа Кемаль - человек яростно и страстно любивший свою страну, готовый положить свою жизнь на алтарь ради процветания своей Отчизны, ради выдвижения новой, сильной Турции на новый уровень, на мировую арену. Это удивительно, что человек, который даже и турком-то не являлся по происхождению, проходил все испытания и препоны, которые чинили ему активно выступавшие против него консервативно настроенные мусульманские организации. Несмотря на все трудности, этот человек сумел сделать для своей страны то, что сейчас пытаются повторить такие среднеазиатские государства, как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан. Но пока еще ни одной из этих стран не удалось достичь столь масштабных перемен и глобальных преобразований в своем развитии. Секретом той удивительной последовательности и упорности, которых держался Ататюрк на пути проводимых им реформ, на мой взгляд, была его вера в то, что развитые страны Запада будут считаться только с такой Турцией, которая сможет направить свое развитие по европейскому пути, при этом не потеряв своей культуры.
Меня весьма заинтересовал тот факт, что на протяжении веков развитие Османской империи формировалось на необузданной погоне за новыми землями, за слепым желанием расширить свои границы и тем самым якобы сохранить и приумножить завоевания и достижения Предшествующих правителей. Такой тропой шли многие Великие Империи и государства, которых мы больше не видим карте. Я говорю о таких Великих в свое время державах, как Римская Империя и Византийская. Османская Империя, имеющая свою долгую историю процветания, одержавшая Великие победы, стремящаяся к поглощению новых территорий, не уделяла должного внимания окультуризации, укладу экономики и жизни населения в необходимом для нее ключе. Разобщенность и отделенность разных частей Империи так или иначе привела бы к краху. Мустафа Кемаль занялся именно вопросом внутренней политики страны. Крайне интересной и важной я считаю параллель между Ататюрком и Лениным. Ленин развалил и уничтожил государство, грубо говоря, провозгласил историю Российской империи неверной, определил нашей стране радикально новый путь развития и начал строительство на совершенно выжженной земле. Мустафа Кемаль же спас свою страну. Он принял управление ею и приступил к реформам, направленным на становление Турции сильным и мощным государством в тяжелое время во всем мире. Он действовал, несмотря на сложности и во многом непонимание и неприятие его законодательных актов в обществе. Одним из решительнейших шагов я нахожу вопрос о создании светского государства. Сама концепция секуляризма, отсутствие голоса церкви в теле государства исконно мусульманских стран, не побоюсь сказать, поразительна. Турцию могла с легкостью постигнуть участь Ирана, пережившего революцию 80-х годов и провозглашенного Исламской Республикой Иран. Мустафа Кемаль же, как я считаю, направил людей верным путем и позиционировал свои действия: ислам, как основа духа Османской империи, должен был остаться, разделение церкви и государства должно было пройти максимально безболезненно, а люди не должны были задаваться вопросом: «Я в первую очередь мусульманин или турок?» Мустафа Кемаль выбрал путь создания Гражданского общества, используя главную силу и совесть народа - исламскую основу. В этом точно также имеет место быть сравнение Турецкого лидера с Владимиром Ильичом, который совершенно ликвидировал душу Российской империи - Православие и, более того, объявил мораторий на нее. Объявил многовековой русский уклад жизни, русский дух позорным и преступным.
Когда Мустафа Кемаль пришел к власти, он постарался сделать из ортодоксальной исламской страны европеизированное светское государство. Именно его целью было настоящее приумножение богатств своей страны, понимание и стремление к соответствию ситуации в мире, к согласию со временем и потребностями. Он видел путь, по которому можно прийти к процветанию Турции и созданию мощной державы. В отличие от Ленина, он не уничтожал, но умело маневрировал преимуществами аспектов и культуры своей страны, на что способен истинно любящий свою Родину лидер. Важным и удивительным моментом я нахожу то, что он сумел провести кардинальные образовательные, светские реформы, реформы семейные, экономические, военные, устранение шариата, и.т.д. и не допустил раскола или волнений в Турции, но лишь воспламенил сердца и умы людей огнем патриотизма и любви к своей земле.
В разделе статьи "Разные позиции" говорится о борьбе за территорию, которая "когда-то была своей" и вытекающих из этой борьбы последствий. Интересно, что когда я читал этот раздел статьи, автоматически мой разум провел параллель с мартовскими событиям 2014 года в России в вопросе правомерности борьбы за Крым, который " когда-то был своим".
Крайне интересной, на мой взгляд, является параллель конфликта семейного и конфликта на международной арене с поправкой на то, что второе - это всего лишь более масштабная модель первого. Далее говорится, что "мы не готовы оценить ситуацию объективно и правда находится где-то посередине", тут, на мой взгляд, к сожалению, и объективность этой правды, находящейся посредине, можно подвергнуть сомнению, ведь таков человек по своей природе: полная истина и полная объективность в каком-либо споре или вопросе не может быть достигнута как таковая, еще философы древней Греции пришли к осознанию того, что истина недостижима в чистом виде, всегда будет перекос в какую-либо сторону. Проблема деления границ все еще актуальна и по сей день. Что перемещение границ Российской Федерации к Черному морю и включение Крыма в состав страны. Что деление Курильских островов с Японией. Это - что касается нашей страны. Изменение политической карты мира приобрело несколько иной характер. Характер холодной войны. Однако, история имеет свойство к повторению и некой регулярности. Именно это и происходит в нашем современном мире. Каждый километр земли неоднократно менял свою принадлежность той или иной державе. Невозможно руководствоваться принципом «Когда-то было моим, а значит, имею право». Со временем белых пятен на карте становилось все меньше, страны развивались, железобетонный принцип «сильный поглощает слабого» срабатывал безотказно, оккупации земель происходили неоднократно. Исходя из вышеизложенного, я категорически согласен мыслями и идеями касательно этой темы.
Подводя итог, я чрезвычайно вдохновлен и восхищен такой мощной и великой фигурой в истории, как Мустафа Кемаль. В свое время Черчиль отозвался о России фразой: "Её корабль пошел ко дну, когда гавань была в виду.» Долгий путь нашей огромной державы к прогрессу, становлению каждый раз, по злому року судьбы, заканчивался отбросом на несколько десятков лет назад войнами и революциями. Это - возвращаясь снова к вопросу о параллелях. Ататюрк Мустафа Кемаль смог своим упорством, трудом, исключительными лидерскими способностями перешагнуть огромный барьер многовековых традиций и коренного устройства своей страны, не потеряв, но приумножив ее богатство и силу. Своей верой, своей горячей любовью и преданностью Родине он спас, возродил, создал и дал новую жизнь уже Новой Турции. Он стал опорой, сердцем, душой и надеждой нации.